Кахолонг — минерал молочно-белого оттенка. Несмотря на то, что кахолонг является разновидностью опала, его часто ошибочно причисляют к агатам или халцедонам.
Существуют красноватые и желтоватые камни, но мировую известность получил именно «молочный» кахолонг из месторождений у Каспийского моря. Кроме России, минерал добывают в Австрии, Чехословакии, Монголии и Узбекистане.
Камень прославился в первую очередь как поделочный — он хорошо поддавался обработке благодаря пористой структуре и гладкой поверхности. Образцы камнерезного искусства из кахолонга обрели известность в конце 18 века — так, в коллекции Николая II была фигурка «Камер-казак Пустынников», выполненная из нескольких поделочных камней, в числе которых был и кахолонг. Минерал активно использовался знаменитыми резчиками по камню 19 века; примеры работ можно встретить во многих музеях — например, в Эрмитаже:
Долгое время кахолонг использовали лишь в качестве вспомогательного камня в ювелирном и камнерезном деле. Лишь в начале 21 века его положение изменилось, когда на рубеже 2002-2003 гг. известные ювелирные дома Европы выпустили серии украшений с молочным опалом. Например, Шанель выпустила коллекцию Haute Joallerie, где кахолонг сочетался в драгоценных металлах с ониксом. Это побудило конкурентов разработать собственные линии украшений с использованием камня — от единичных украшений и бус из кабошонов до целых гарнитуров.
Позднее, в 2013 году, кахолонг был использован при создании серии украшений от Tiffany, в сотрудничестве с дизайнером и архитектором Фрэнком Гэри. Оригинальные скульптурные кольца вдохновили многих ювелиров на создание изделий с поделочными камнями.
Тем не менее, модные тенденции не смогли сделать камень по-настоящему популярным.
Во-первых, объемы его добычи оставляют желать лучшего — большую часть кахолонга продолжают добывать на территории России и смежных стран, но не в государствах, известных своими технологиями добычи и широким рынком — Австралии, Бразилии и Мексике.
Во-вторых, он относительно хрупок — опять же, из-за своей пористой структуры. Она же стала причиной другой путаницы — кахолонг нередко причисляют к гидрофанам, что неверно. Смоченный водой гидрофан продемонстрирует отчётливую усиленную опалесценцию; кахолонг же останется непрозрачным. Для некоторых образцов подобное «купание» может оказаться губительным — влага, которую камень впитывает очень охотно, при высыхании может разрушить его изнутри.